Образование в виртуальной реальности с помощью Half-Life:Alyx
Школьные коридоры совсем опустели в период пандемии, классы так и остаются закрытыми. На детских площадках во многих странах до сих пор пусто — только заброшенные качели зловеще покачиваются на ветру. Вся эта обстановка навивает антиутопическое ощущение, прямо как в VR игре Half-Life: Alyx.
Антиутопия может и присутствовала – но в действительности Half-Life: Alyx использовалась для проведения уроков в условиях изоляции для одной из школ в Польше. В общей сложности шесть сеансов виртуальной реальности в VR игре были созданы для преподавания различных предметов, причем многие видео длились более двух часов. Уроки объединяли живой и предварительно записанный материал и загружались на Facebook, Twitch и YouTube. «Мы решили использовать VR на уроках, потому что это казалось хорошей возможностью попробовать что-то новое и вовлечь наших студентов в онлайн-занятия», — объясняет Катаржина Сут, преподаватель английского и испанского языков и администратор веб-страницы.
«Пандемия тогда только началась, школы были закрыты, и мы хотели как-то заинтересовать наших учеников в занятиях. Мы также надеялись, что это поможет им справиться с неудобной ситуацией, в которой оказались все – эти первые несколько недель были нелегкими для детей, которые были заперты в своих домах и не могли свободно гулять.»
Польша рано ввела режим самоизоляции в попытке смягчить распространение вируса, поэтому школы закрылись уже 11 марта 2020 года. 25 марта онлайн-обучение стало обязательным.
Всего через пять дней состоялся первый наплыв школы №33 на уроки виртуальной реальности, где учителя стремились объединить учебный материал с развлекательной ценностью, чтобы попытаться обучить и развлечь детей дома. Тем не менее, уроки заняли много работы за кулисами.
«На самом деле в нашей школе была VR-студия», — рассказывает Сут, — «мы создавали волшебство прямо в наших классах!»
Преподаватели сотрудничали с местными СМИ, чтобы развить тему Half-Life:Alyx в виар классах. OFFshot ранее работал со школой над рекламными роликами для рекрутинга, но, услышав о других инновационных вариантах использования виртуальной реальности, они поняли, что ее можно использовать и для обучающих уроков.
«Виртуальная реальность – это будущее творения», — считает Адриан Михальски из OFFshot. «Проекты, подобные нашему, показывают, что виртуальная реальность может быть более широко внедрена в универсальное обучение.»
С помощью VR шлема HTC VIVE Pro и трех камер, школа записывала уроки иностранных языков, математики и естественных наук, а учителя использовали ручки внутри игры для рисования диаграмм, а также обучали детей словарному запасу на виртуальной кухне.
Дебют виртуального обучения состоялся 30 марта на уроке английского языка. Мы видим, как учительница с любопытством исследует пространство: она комментирует погоду, объясняет, что она (и зрители) видит на своих экранах, останавливается, чтобы подобрать предметы. Все было сыграно с изюминкой и привлекло внимание студентов.
— «Here’s a mug», — задумчиво произносит она. «I was drinking a coffee this morning.»
Затем беззаботно, проигнорировав входящий звонок от Эли Вэнса, она поворачивается к каким-то маркерам и начинает нацарапывать на окнах какой-то английский словарь.
В видео присутствует экспериментальное ощущение, и маленькая картинка в картинке в углу экрана показывает точно то, что происходит в реальном мире: учитель, одетый в гарнитуру виртуальной реальности, ходит на цыпочках и перемещается в пустом пространстве реального класса. «Это был приятный штрих», — добавляет Сут. «Таким образом, дети могли увидеть что-то знакомое с их обычных дней.»
И по ее словам, переход к преподаванию в виртуальной реальности, безусловно, окупился. «Мы считаем, что студентам очень понравилось», — говорит она. «От младшего поколения до подростков мы видели, как все возрастные группы нашей школы собираются вместе на Facebook, чтобы посмотреть записи уроков в VR игре. Судя по смайликам, которыми они делились, а также комментариям, стало понятно, что они остались в восторге.»
«Мы также надеемся, что они что-то из этого усвоили, но что касается этого, то только время покажет!», — шутит Сут.
Михальски также согласен, что уроки виртуальной реальности показали многообещающие результаты. «Количество положительных отзывов нас удивило. Ребята писали нам: «я уже давно не ходил в школу, но с радостью смотрел все уроки математики и жду теперь следующих», или: «я смотрел уроки вместе с детьми. Спасибо!»»
Новость об адаптации школы №33 к обучению в виртуальной реальности в условиях изоляции распространилась по польским СМИ, и ее популярность также заставила других задуматься о том, как обучение будет выглядеть в будущем.
«У нас действительно есть планы использования виртуальной реальности для уроков; все будет зависеть от ситуации с пандемией после летних каникул», — объясняет Сут. «Мы надеемся вернуться в школу в сентябре, и если все получится, мы планируем проводить регулярные занятия в школе, используя технологию виртуальной реальности. Желательно, чтобы все дети могли посещать такие уроки хотя бы раз в неделю, но это тоже зависит от ситуации вокруг нас. Если уроки виртуальной реальности могут быть продолжены в будущем, они будут использоваться и в классах, и онлайн, внедряя контент в школьную программу. Для детей младшего возраста VR предоставляет интересную альтернативу основному образованию. Для старших школьников это открывает еще больше возможностей.»
«Мы можем использовать VR, чтобы отправить учеников в виртуальные туры в другую страну, на другую планету – здесь нет пределов», — говорит она. «Познавательный процесс становится более естественным, в отличие от простого чтения о вещах в книгах.»
«VR выглядит очень многообещающе. Сейчас мы настроены очень оптимистично.»