Высококачественные браузерные приложения для XR наконец-то стали реальностью благодаря движку Wonderland Engine
Хорошие браузерные приложения для VR — редкость. Спецификация WebXR уже существует, но не существует почти никаких приложений, кроме самых простых. Скоро ситуация изменится.
Движок из Кельна (Германия) обещает маленькую революцию: высококачественные VR- и AR-приложения, запускаемые в любом браузере, полностью независимые от платформы. Предыдущие движки, такие как Unity, теоретически поддерживали создание веб-приложений, но это направление не стало приоритетным для разработчиков.
Новый движок Wonderland должен стать глотком свежего воздуха: это платформа для 3D-разработки и редактор для создания веб-приложений AR/VR с высоким разрешением и высокой частотой кадров. Взгляните на примеры приложений, чтобы понять, почему это может стать маленькой революцией для VR.
Wonderland Engine использует возможности аппаратного обеспечения
WebXR уже десять лет позволяет запускать приложения в браузере на всех VR-гарнитурах, ПК и смартфонах. Однако с помощью движка Wonderland Engine можно использовать всю мощь аппаратного обеспечения. Например, разработчики из Wonderland перенесли в браузер игру «Dead Secret Circle» — сложную VR-игру для Meta Quest. И ее невозможно отличить от нативного приложения.
Специалисты из Wonderland получили от разработчика Robot Invader файлы Unity для первых уровней игры и переписали код на TypeScript. Это позволило объединить платформонезависимость веба с высокой производительностью 3D. Эту технологию поддерживают почти все гарнитуры VR, ведь в каждой из них есть собственный веб-браузер. И только Playstation VR 2 устроена иначе. Чтобы получить доступ к этой системе, пользователям нужен только веб-адрес. Его можно передавать обычными способами: по электронной почте, через социальные сети или в виде QR-кода. Никакой загрузки или установки не требуется.
В ближайшее время появится полный интерфейс для работы с графикой
До сих пор приложения WebXR больше напоминали Flash-игры середины 2000-х годов. В них было много графического контента, но не было световых эффектов и отражений. Теперь же разница между веб-приложением и VR-приложением неотличима. Джонатан Хейл, основатель и генеральный директор Wonderland GmbH, основал студию Vhite Rabbit вместе со своим бывшим партнером Флорианом Исикчи в 2019 году, вскоре после выхода Quest 1, и разработал игру Barista Express для WebXR. «В то время сама компания Meta отметила ее как образцовое WebXR-приложение, — говорит Хейл.
Строго говоря, между нативным приложением и WebXR все еще есть различия, говорит глава Wonderland, хотя и незаметные. Веб-интерфейсы пока просто не дают полного доступа ко всем возможностям, которые на самом деле предлагают видеокарты. Это касается, например, общих вычислительных функций. «Вам все еще придется искать креативные решения, чтобы заставить GPU выполнять нужную вам работу». Однако в будущем веб-стандарт «WebGPU», следующее поколение WebGL, изменит ситуацию. Приложения на базе GPU, такие как машинное обучение, искусственный интеллект и компьютерное зрение, станут доступны прямо в браузере.
Еще одно важное преимущество независимости от платформ и производителей устройств заключается в том, что если вы начнете игру на таком устройстве, как iPad, а затем захотите продолжить ее на настольном компьютере или в гарнитуре виртуальной реальности, вы сможете сделать это без каких-либо проблем. Сохранения игры также остаются одними и теми же во всех случаях.
Дополнительная свобода в Wonderland
Приложения, созданные на движке Wonderland, конечно же, будут запускаться в браузере на Vision Pro. Разработка специально для Vision Pro по-прежнему не слишком популярна среди разработчиков традиционных игр, поскольку целевая аудитория слишком мала для таких усилий, а Apple не придает большого значения играм.
Студиям всегда приходится решать, для какого рынка и какой гарнитуры они хотят разрабатывать игры: HTC Vive, Pico, Meta Quest и так далее. Движок Wonderland избавляет от этой необходимости, потому что его нужно разрабатывать только один раз — для WebXR. «По крайней мере, команда разработчиков браузера в Apple нас знает», — говорит Хейл, отвечая на вопрос, слышала ли Apple о Wonderland. «И им действительно нравится то, что мы делаем», — смеется он.
Изначально движок будет бесплатным, если годовой доход от приложений, разработанных с помощью Wonderland, не превысит 120 000 долларов. До тех пор разработчики не могут заменить экран загрузки Wonderland. «Когда агентства работают с движком Wonderland для крупных компаний — например, для известной крупной компании по производству газировки, — они, естественно, хотят интегрировать свой собственный логотип. Тогда требуется лицензия на компанию, за которую взимается ежемесячная плата. Unity делает то же самое.
Джонатан Хейл начал программировать в 11 лет, изучал информатику в Университете Констанца, основал «Vhite Rabbit» в 2018 году, передал компанию своему коллеге Флориану Исикчи в 2020 году и основал Wonderland GmbH в Кельне, чтобы полностью посвятить себя новому веб-движку. Сейчас в Wonderland работают 12 сотрудников. В ближайшем будущем компания планирует создать собственный многопользовательский сервис и хост для приложений WebXR.
Больше, чем просто игровой движок
В интервью исполнительный директор Сёрен Сирбе добавляет:
«Мы всегда говорим об игровом движке, но подразумеваем и все остальные типы приложений. Приложения, созданные с помощью Wonderland, могут взаимодействовать с любым веб-интерфейсом, будь то социальные сети, WordPress или API финансовых данных».
Сирбе: «В крупных компаниях, особенно в США, принято предлагать своим сотрудникам VR-обучение. При использовании родного VR всегда приходится заранее выбирать конкретного производителя гарнитуры. С WebXR это не имеет значения. Сотрудники могут участвовать даже со своего рабочего стола или мобильного телефона, если гарнитур недостаточно».
Разработчики Wonderland видят еще одно большое поле деятельности в конфигураторах продуктов в виртуальной реальности, которые работают во всех браузерах. Например, можно представить, что сайт производителя мебели может использоваться как виртуальный магазин, который можно посетить в VR и примерить диван через технологию AR прямо в своей реальной гостиной. Кто знает, может быть, давняя мечта о 3D-интернете станет реальностью для всех.
То, что сейчас является веб-сайтом, можно превратить в 3D-мир без особых усилий. Как насчет редакции, по которой я могу пройти как посетитель, с прилегающим кинотеатром для просмотра видео или лекций и комнатой отдыха, где можно пообщаться с другими читателями или редакторами — и все это в браузере? В широко разрекламированных метавселенных пользователи обычно привязаны к одной компании. В Wonderland вы будете абсолютно свободны.